Досуг
599,70 млн. руб.

Образование и молодёжь
24.2%
10 441,76 млн. руб.
Здоровье
18.5%
7 985,79 млн. руб.
Дороги
10.9%
4 689,87 млн. руб.
Власть
5.9%
2 525,38 млн. руб.
ЖКХ
4.4%
1 879,52 млн. руб.
Экономическое развитие
3.5%
1 517,60 млн. руб.
Выравнивание местных бюджетов
3.2%
1 399,11 млн. руб.
Безопасность
3%
1 272,88 млн. руб.
Досуг
1.4%
599,70 млн. руб.
30.8%
Музеи и библиотеки
30.8%
184,98 млн. руб.
45.6%
Театрально-концертные учреждения
45.6%
273,66 млн. руб.
Охрана исторических памятников
2.5%
14,90 млн. руб.
21%
Физическая культура и спорт
21%
126,16 млн. руб.

Музеи и библиотеки

  • Проведение дополнительных ремонтных работ в областных музеях и библиотеках
  • Повышение качества мероприятий, организуемых учреждениями культуры
  • Проведение работ по реставрации экспонатов музейного фонда
  • Сокращение объемов ремонтных работ в учреждениях культуры
  • Отток квалифицированного персонала из библиотек и музеев, сокращение обновляемости книг и экспонатов
  • Сокращение продолжительности времени работы областных музеев и библиотек, угроза безвозвратной утраты экспонатов музеев

Расходы обеспечение деятельности музеев и библиотек из областного бюджета осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Вологодской области и государственной программой Вологодской области «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015-2020 годы».

На территории области действуют 27 музеев, в том числе 22 муниципальных музея,  музей-заповедник федерального ведения Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (включающий музей фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре), 4 музея регионального ведения:

  • Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник,
  • Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник,
  • Вологодская областная картинная галерея,
  • Белозерский областной краеведческий музей.

Музейный фонд государственных и муниципальных музеев Вологодской области – один из самых крупных в СЗФО – занимает 2 место после Санкт-Петербурга и на 1января 2015 года насчитывает 964 240 единиц хранения. Во всех музеях области используются информационные системы учета и ведения каталогов, установлена Комплексная автоматизированная музейная информационная система (КАМИС).

Музеи Вологодской области ведут активную просветительскую деятельность с учетом возрастных, социальных, профессиональных факторов, уровня образования, потребностей людей с ограниченными возможностями.

Областной бюджет предоставляет региональным музеям средства на формирование, учет и хранение предметов музейного фонда, научные исследования, проведение просветительских и творческих мероприятий. Бюджетное финансирование музейных учреждений дополняется средствами, поступающими от входных билетов, цены которых, в соответствии с федеральным законодательством музеи вправе устанавливать самостоятельно. Однако по причине низкого спроса, невысокой платежеспособности населения, а также приоритетности обеспечения широкого доступа населения к культурным ценностям, цены на билеты также дотируются из областного бюджета. При организации платных мероприятий организации культуры устанавливают, как правило, льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, пенсионерам.

В настоящее время в музейной сфере имеются следующие проблемы:

– отсутствие у ряда музеев договоров с Минкультуры России о передаче музейных

предметов, являющихся федеральной собственностью, в безвозмездное срочное

пользование музеям;

– отсутствие надлежащих условий хранения фондов в Тотемском музейном

объединении и Вытегорском объединенном музее.

– отсутствие финансовых возможностей на модернизацию экспозиций, реализацию

крупных выставочных и культурно-массовых проектов, пополнение фондовых

коллекций, осуществление реставрационных работ в необходимом объеме;

– отсутствие у большинства музеев (18-ти из 27-ми) официальных сайтов.

Из областного бюджета Вологодской области финансируется 3 библиотеки:

  • Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина
  • Вологодская областная детская библиотека
  • Вологодская областная специальная библиотека для слепых.

В 2015 году в областных библиотеках сохранялась тенденция сокращения числа зарегистрированных пользователей, количества посещений, количество книговыдач, что во многом вызвано активным внедрением информационно-коммуникационных технологий. Такая ситуация диктует необходимость выделения средств бюджета для внедрения библиотечных электронных ресурсов и сервисов.

 

Количество виртуальных посещений (посещений сайтов библтотек) составило более 1,5 млн. посещений (на 9 % больше, чем в предыдущем отчетном периоде).

В Вологодской области развиваются внестационарные формы библиотечного обслуживания, включая деятельность отделов внутрисистемного книгообмена областных библиотек, использование передвижного комплекса информационно-библиотечного обслуживания, действующего на базе областной универсальной научной библиотеки, реализацию проекта "Мобильная библиотека" областной детской библиотеки, передвижные пункты выдачи, заочный абонемент областной специальной библиотеки для слепых.

Библиотеки области осуществляют культурно-просветительские проекты, направленные на пропаганду книги и чтения. Ежегодно региональными библиотеками проводится более 1 500 культурно-просветительских мероприятий.

Базовые услуги библиотек (пользование читальным залом, книговыдача) предоставляются гражданам бесплатно. За оказание дополнительных услуг библиотеки могут устанавливать плату (см. федеральный закон «О библиотечном деле»).

В то же время в библиотечной отрасли существует немало проблем, требующих качественных изменений в деятельности библиотек, определяемых внедрением новых информационных технологий, расширением спектра информационных потребностей читателей. К таким проблемам относятся следующие:

  • недостаточная обновляемость библиотечных фондов
  • проблема обеспечения сохранности библиотечных фондов
  • недостаточные темпы информатизации библиотек
  • недостаточный уровень материально-технической базы библиотек области
  • дефицит библиотечных кадров

Средняя заработная плата работников учреждения культуры Вологодской области составляет 21,5 тыс. руб.

Для увеличения расходов областного бюджета на музеи и библиотеки никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к нарушению конституционного принципа, не позволяющего отменять или умалять права и свободы граждан на пользование учреждениями культуры.

Театрально-концертные учреждения

  • Проведение дополнительных ремонтных работ в театральных учреждениях
  • Выезд театральных коллективов на гастроли
  • Постановка новых спектаклей, создание новых концертных программ в областных театрах и филармонии
  • Сокращение информационной открытости деятельности театров и филармонии
  • Сокращение объема ремонтных работ в театральных учреждениях
  • Сокращение числа постановок и концертных программ в областных театрах и филармонии

 Расходы областного бюджета на обеспечение деятельности театров и концертных учреждений осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Вологодской области, а также Вологодской области «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015-2020 годы».

В Вологодской области работает три областных театра:  

  • Вологодский ордена «Знак Почета» государственный драматический театр,
  • Вологодский областной театр юного зрителя,
  • Вологодский областной театр кукол «Теремок».

Вологодская область имеет свою государственную областную филармонию им. В.А. Гаврилина.

В 2015 году государственными театрами области показано 690 спектаклей, которые посетили 141,2 тыс. зрителей. На выезде и гастролях в пределах области состоялось 149 мероприятий. Создано 8 новых постановок, большая часть из них (87,5 %) – спектакли для детско-юношеской аудитории и семейного просмотра, поставленные по произведениям российской и мировой классики, а также произведениям, включенным в программу общеобразовательных школ по литературе.

Творческими силами Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина создано 27 концертных программ для разных возрастных категорий населения.

В целях повышения качества услуг по показу концертных программ и приобщения к музыкальному искусству жителей области в прошедшем году филармонии передано здание Русского Дома (ул. Пушкинская, 25) с концертным залом, рассчитанным на 700 мест.

В 2015 году в концертном зале «Русского Дома»состоялось 10 концертных мероприятий, включая концерты таких коллективов как ансамбль песни и танца «Русский Север», Оренбургский государственный академический русский народный хор, которые посетили около 6,0 тыс. человек.

Сокращение финансирования театрально-концертных учреждений в последние годы привело к значительному падению показателей их деятельности: сокращается число новых постановок в театрах, количество демонстрируемых спектаклей, количество мероприятий, проводимых областной филармонией, а также падает число зрителей, посещающих театрально-концертные учреждения.

Недостаточное финансирование театрально-концертных учреждений имеет следствием то, что театры стали работать в основном только на стационарной сцене, в связи с чем для большей части жителей Вологодчины участие в культурной жизни и пользование услугами театров остается недоступным.

Бюджетное финансирование театрально-концертных учреждений дополняется средствами, поступающими от билетов на мероприятия. Однако низкий спрос и невысокая платежеспособность населения не позволяет таким образом привлечь необходимые для развития учреждений средства.

 

Для увеличения расходов областного бюджета на театры и концертные учреждения никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к нарушению конституционного принципа, не позволяющего отменять или умалять права и свободы граждан на пользование учреждениями культуры.

Охрана исторических памятников

  • Обеспечение физической сохранности дополнительного числа объектов культурного наследия
  • Сокращение сроков проведения реставрации объектов культурного наследия
  • Реставрация дополнительного числа объектов культурного наследия
  • Увеличение сроков проведения реставрации объектов культурного наследия
  • Сокращение числа объектов культурного наследия, реставрация которых финансируется из областного бюджета
  • Отказ от реставрации ряда объектов культурного наследия, угроза их утраты

Реставрация исторических памятников Вологодской области финансируется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Вологодской области и государственной программой Вологодской области «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015-2020 годы».

По количеству и значимости объектов культурного наследия Вологодская область занимает особое место в историко-культурном наследии Российской Федерации. На территории региона расположено 3176 памятников истории и культуры, главным образом это объекты археологического наследия (2417). Под государственной охраной состоит 759 объектов; федеральная категория историко-культурного наследия присвоена 214 памятникам, региональная категория - 545.

13 населенных пунктов Вологодчины: Вологда, Белозерск, Великий Устюг, Верховажье, Вытегра, Грязовец, Кириллов, Кадников, Никольск, Тотьма, Устюжна, Устье и Череповец являются историческими поселениями федерального и регионального значений.

На территории региона расположено более 3.0 тыс. памятников истории и культуры. На сегодняшний день техническое состояние большинства объектов культурного наследия представляет серьезную угрозу утраты исторического и культурного наследия и требует принятия незамедлительных мер по их сохранению. В настоящее время свыше 80 памятников истории и архитектуры нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ. Наиболее подвержены риску утраты памятники деревянного зодчества, особенно расположенные в сельской местности. Ремонтно-реставрационные работы в области ежегодно ведутся более чем на 30 объектах культурного наследия с привлечением всех источников финансирования.

В ведении Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области находится государственное автономное учреждение «Вологдареставация», которое за счет средств областного бюджета осуществляет работы по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной и областной собственности.

К основным проблемам охраны исторических памятников относятся:

• Незначительный объем финансирования ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия и ремонтных работ по сохранению средовой застройки

• Органы охраны объектов культурного наследия отстранены от ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию. В ходе строительства застройщиками меняются габариты, пропорции, материал отделки фасадов, падает качество отделки, предусмотренной проектной документацией. Продолжаются факты ввода «самостроя»;

• Низкая мотивация органов власти на сохранение памятников по причине отсутствия государственных и муниципальных преференций, приостановки выплаты компенсаций собственникам памятников за работы по их сохранению.

 

Для увеличения или сокращения расходов областного бюджета на ремонтно-реставрационные работы  никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет.

Физическая культура и спорт

  • Увеличение количества областных соревнований, увеличение возможности присвоения спортивных разрядов
  • Проведение большего числа учебно-тренировочных сборов для членов сборных команд области, участвующих во Всероссийских соревнованиях
  • Улучшение экипировки спортсменов, повышение качества медико-биологического обеспечения
  • Сокращение количества спартакиад и других мероприятий массового спорта
  • Сокращение количества областных соревнований, сокращение возможности присвоения спортивных разрядов
  • Сокращение возможности направления областных спортсменов на Всероссийские соревнования

Расходы на физическую культуру и спорт из областного бюджета осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Вологодской области в сфере физической культуры и спорта, а также государственной программой «Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2016 - 2020 годы».

Успешное развитие физической культуры и массового спорта имеет приоритетное значение для укрепления здоровья граждан и повышения качества их жизни и в связи с этим является одним из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие государства.

Несмотря на позитивную динамику развития физической культуры и массового спорта, сохраняют актуальность проблемные вопросы, связанные с повышением мотивации жителей Вологодской области к систематическим занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, доступности спортивной инфраструктуры, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также качества физкультурно-оздоровительных услуг.

На территории области развивается более 60 видов спорта (не включая военно-прикладных, служебно-прикладных, национальных видов спорта), а также свыше 20 адаптивных видов спорта для инвалидов.

Из бюджета Вологодской области финансируется:

  • организация и проведение массовых спортивных и физкультурных мероприятий для школьников и студентов, лиц средних и старших возрастных групп, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  • проведение областных сельских летних и зимних спортивных игр
  • организация и проведение областных смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе
  • организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни и активных занятий спортом;
  • проведение конкурсов на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди клубов по месту жительства и детско-юношеских спортивных школ
  • организация и проведение спортивных мероприятий,
  • подготовка и участие спортивных команд и сборных команд и спортсменов области во всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
  • выплата единовременных денежных вознаграждений спортсменам и тренерам по результатам выступлений во всероссийских и международных соревнованиях;
  • проведение областных конкурсов "Лучший спортсмен года", "Лучший тренер года", "Лучший спортивный судья года", "Лучшая спортивная федерация".
  • повышение квалификации тренерского состава.

За счет средств областного бюджета осуществляется финансирование двух учреждений физической культуры:

  • «Центр спортивной подготовки сборных команд области»
  • Спортивный комплекс «Витязь»

За счет средств бюджета города Спортивный комплекс «Витязь» осуществляет следующую деятельность:

  • проводит занятия по физической культуре и спортивной подготовке учащихся общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, занимающихся по учебной программе;
  • проводит соревнования;
  • обеспечивает спортивные мероприятия, организуемые Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике Вологодской области в сфере физической культуры и спорта.

Кроме того, Спортивный комплекс осуществляет следующую деятельность на возмездной основе:

  • предоставляет свои объекты организациям и частным лицам;
  • осуществляет прокат спортивного и иного инвентаря и оборудования. 

В областном бюджете также предусмотрены средства на обеспечение отдыха детей всех групп здоровья на специализированных (профильных) сменах в организациях отдыха детей и их оздоровления  , а так же устройство пандуса, поручней, подъемных устройств, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, реконструкция входных групп, групповых и санитарно-гигиенических комнат), к нуждам инвалидов и организация работ по их приспособлению (проектная документация), в том числе в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 – 2018 годы», Подпрограмма «Безбарьерная среда».

Кроме того, в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Вологодской области на 2016 - 2020 годы»  предусмотрено строительство объекта «Крытый каток с искусственным льдом в г. Великий Устюг», также выделены средства на выполнение проектно-изыскательских, землеустроительных работ и осуществление функций технического заказчика по объекту «Физкультурно-оздоровительный комплекс для игровых видов спорта в вотчине Деда Мороза, г. Великий Устюг».

 

Для увеличения или сокращения расходов областного бюджета на развитие физической культуры и спорта никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет.