Экономическое развитие
1 517,60 млн. руб.

Образование и молодёжь
24.2%
10 441,76 млн. руб.
Здоровье
18.5%
7 985,79 млн. руб.
Дороги
10.9%
4 689,87 млн. руб.
Власть
5.9%
2 525,38 млн. руб.
ЖКХ
4.4%
1 879,52 млн. руб.
Экономическое развитие
3.5%
1 517,60 млн. руб.
Выравнивание местных бюджетов
3.2%
1 399,11 млн. руб.
Безопасность
3%
1 272,88 млн. руб.
Досуг
1.4%
599,70 млн. руб.
90.5%
Поддержка агропромышленных предприятий
90.5%
1 373,47 млн. руб.
Поддержка малого и среднего бизнеса
6.7%
101,04 млн. руб.
Привлечение и поддержка инвестиций
2.8%
43,09 млн. руб.

Поддержка агропромышленных предприятий

  • Укрепление финансового положения сельхозтоваропроизводителей области
  • Рост доходов работников сельского хозяйства области, повышение уровня и качества жизни сельского населения
  • Развитие высокотехнологичного производства, рост сельскохозяйственной продукции и продовольствия
  • Ухудшение финансового положения сельхозпредприятий области, сокращение их конкурентоспособности
  • Сокращение доходов сельского населения, снижение уровня и качества их жизни
  • Свертывание высокотехнологичного производства, сокращение объемов сельскохозяйственной продукции и продовольствия

Расходы областного бюджета на поддержку производства сельскохозяйственной продукции осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Вологодской области, а также государственной программой «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы».

Агропромышленный комплекс Вологодской области является одной из базовых отраслей экономики области. Отраслью в целом производится порядка 6,5% валового регионального продукта, в ней занято более 6,8% общей численности работающих, в сельском хозяйстве аккумулируется 4,5 % общего объема инвестиций, удельный вес отрасли в платежах в консолидированный бюджет составляет почти 5%. На сельских территориях сегодня проживает почти 28,1% населения области.

Вологодская область находится в зоне рискованного земледелия. Слабая водопроницаемость почв в сочетании с избыточным увлажнением обуславливает интенсивное заболачивание земель, зарастание земель кустарником и мелколесьем. Вследствие промывного режима и вымывания кальция за пределы пахотного слоя происходит постоянное подкисление почв, что снижает эффективность использования минеральных удобрений, приводит к снижению продуктивности пашни.

Острой проблемой является наличие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и недостаточная обеспеченность сельскохозяйственной техникой и оборудованием. Но трудности с внедрением новых технологий возникают не только из-за недостатка средств на покупку новой техники, но и в связи с необеспеченностью агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами. Причиной тому – низкий уровень и качество жизни в сельской местности по сравнению с городом и непривлекательность данных территорий для молодежи и экономически активного населения. С 2000 по 2015 годы численность сельского населения Вологодской области сократилась на 17,3%.

Указанные факторы сдерживают развитие агропромышленного производства в Вологодской области.

Именно этими причинами определяются приоритеты государственной политики Вологодской области в сфере поддержки производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия:

  • поддержка скотоводства (производства молока и мяса), как наиболее конкурентоспособного сектора агропромышленного производства Вологодской области, демонстрирующего наибольшую эффективность государственной поддержки;
  • поддержка сельхозпроизводителей разного профиля с целью повышения их доходов;
  • поддержка комплексного развития сельских территорий, повышение уровня и качества жизни на селе,
  • обеспечение безопасности и качества сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Помимо непосредственной поддержки сельхозпроизводителей, поддержка сельского хозяйства и агропромышленного комплекса осуществляется посредством поддержки строительства, реконструкцию и приобретения оборудования для логистических центров - организаций, осуществляющих закупку, прием, первичную переработку, хранение, предпродажную подготовку, перегрузку, оптовую и (или) мелкую розничную продажу сельскохозяйственной продукции.

Поддержку за счет средств областного бюджета получают сельскохозпроизводители области, занятые в следующих сферах:

  • растениеводство,
  • производство льна,
  • животноводство,
  • рыбоводство,
  • молочное скотоводство,
  • мясное животноводство,
  • овощеводство защищенного грунта,
  • пищевая и перерабатывающая промышленность,
  • кадровое обеспечение агропромышленного комплекса,
  • укрепление материально-технической базы кормопроизводства,
  • поддержка производства продовольственного зерна и ряд других.

Помимо отраслевого принципа, поддержка предоставляется семейным формам животноводческих ферм и начинающим фермерам.

В 2016 г. поддержка сельхозпроизводителей производится посредством:

  • выделения субсидий сельхозтоваропроизводителям на возмещение части затрат, связанных с сельхозпроизводством,
  • обеспечения сельхозтоваропроизводителей необходимыми средствами для ведения сельского хозяйства,
  • выделения субсидий на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на страхование рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры,
  • выделения субсидий сельхозтоваропроизводителям на капитальный ремонт (реконструкцию) и строительство объектов сельскохозяйственного производства и на приобретение техники и оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции,
  • выделения субсидий на возмещение части процентной ставки по долгосрочным (в т.ч. инвестиционным), среднесрочным и краткосрочным кредитам.

На поддержку сельхозпроизводителей из федерального бюджета в областной перечисляется финансовая помощь на условиях софинансирования.

Порядок предоставления субсидий, категории получателей определяются Правительством области. Перечень направлений кредитования, категории получателей по определенным видам субсидируемых кредитов определяются Правительством Российской Федерации.

В целях создания условий для повышения продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв из областного бюджета выделяются средства на мелиорацию земель, которые идут на финансирование мероприятий, осуществляемых силами государственных учреждений и на субсидирование мероприятий, осуществляемых самими сельхозпроизводителями.

 

Для увеличения или сокращения расходов областного бюджета на поддержку производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. Однако следует иметь в виду, что для получения финансовой помощи из федерального бюджета, в областном бюджете должны быть предусмотрены собственные средства на поддержку сельхозпроизводителей.

Поддержка малого и среднего бизнеса

  • Укрепление финансового положения субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение профессионального уровня предпринимателей
  • Умеренный рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (бизнеса), повышение их конкурентоспособности
  • Значительный рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (бизнеса), сохранение и создание новых рабочих мест
  • Сокращение количества грантов для организаций в сфере науки и инноваций, снижение профессионального уровня предприятий малого и среднего бизнеса
  • Отказ от поддержки проектов, направленных на развитие туристского кластера на территории области, снижение конкурентоспособности туристического бизнеса
  • Сокращение численности субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращение численности занятых в Вологодской области

 Поддержка развития малого и среднего бизнеса в Вологодской области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Вологодской области, а также государственной программой "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы".

Развитие малого и среднего бизнеса имеет важное значение для области, поскольку этот сектор как никакой другой способен быстро реагировать на потребности рынка во всех сферах экономики, обеспечить самозанятость граждан.

В Вологодской области работает 200 предприятий среднего бизнеса, 9,9 тыс. малых предприятий и 42 тыс. индивидуальных предпринимателей.

В малом и среднем предпринимательстве области, включая работников малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и лиц, работающих по найму, занято 32,7% от общей численности занятых в экономике области, что составляет почти 188,9 тыс. человек.

Среди малых и средних предприятий Вологодской области 33% занимается производством, 25% торговлей, 11% сельским хозяйством, по 6 % -в сфере услуг и строительством.

В 2015 году гранты и субсидии, получили 118 субъектов предпринимательства. Реализация данных проектов позволит создать порядка 408 новых рабочих мест и сохранить 3407 рабочих места.

Приоритетными видами деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, дающими преимущественное право на получение поддержки из областного бюджета являются:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • утилизация и переработка отходов производства и потребления;
  • бытовое обслуживание населения;
  • образование и дополнительное образование детей и взрослых;
  • организация досуга детей и молодежи;
  • здравоохранение;
  • социальное обслуживание населения;
  • выпуск инновационной и наукоемкой продукции;
  • выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных и промышленных товаров, включая продукцию льняного комплекса, товаров народного потребления, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • переработка древесины;
  • внутренний и въездной туризм;
  • строительство и реконструкция объектов социального назначения, производство строительных материалов;
  • развитие народных художественных промыслов.

Особое внимание уделяется субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (услуги), предназначенные для экспорта.

Основными направлениями поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в 2016 г. являются:

  • финансовая поддержка (субсидирование части затрат на приобретение  оборудования, создание и(или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, грантовая поддержка);
  • имущественная, предоставление  услуг по льготной аренде начинающим предпринимателям, размещение субъектов малого и среднего бизнеса на площадях инновационно-технологических центров - технопарков);
  • информационно-методическая и организационная поддержка, помощь в подготовке кадров (на базе бизнес-инкубатора).

На поддержку развития малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета в областной перечисляется финансовая помощь.

Поддержка малого и среднего бизнеса так же осуществляется в рамках государственной программы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы». Даная программа предусматривает развитие туристической отрасли по следующим направлениям:

  • поддержка проектов, направленных на развитие туристского кластера на территории области
  • повышение качества туристских услуг
  • повышение туристской привлекательности проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза
  • создание условий для развития сферы народных художественных промыслов
  • продвижение народных художественных промыслов

Целый ряд малых и средних предприятий Вологодской области задействован в сфере науки и инноваций. В целях поддержки их развития из областного бюджета таким организациям в 2016 году выделяются гранты в рамках государственной программы «Экономическое развитие Вологодской области на 2014 - 2020 годы».

 

Для увеличения или сокращения расходов областного бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. Однако следует иметь в виду, что предоставление финансовой помощи на эти цели из федерального бюджета обусловлено выделением на те же цели определенной суммы из собственных средств областного бюджета.

Привлечение и поддержка инвестиций

  • Расширение участия руководителей органов власти области в тематических международных и российских инвестиционных и экономических форумах, саммитах, выставках и конференциях
  • Проведение социологических и аналитических исследований по различным аспектам состояния и развития инвестиционной деятельности.
  • Запуск инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства при поддержке средств Инвестиционного фонда Вологодской области
  • Отказ от издания "Справочника инвестора"
  • Сокращение объема субсидий на целевое обучение кадров для предприятий
  • Отказ от строительства инженерной инфраструктуры индустриального парка «Шексна»

Деятельность органов государственной власти Вологодской области в сфере поддержки и привлечения инвестиций осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Вологодской области, а также государственной программой «Экономическое развитие Вологодской области на 2014 - 2020 годы».

В бюджете Вологодской области на 2016 г. выделяются средства на:

  • формирование и издание "Справочника инвестора";
  • создание подготовленной инфраструктуры для привлечения  инвестиций;
  • сопровождение реализуемых на территории Вологодской области инвестиционных проектов;
  • проведение конкурса научно-технических проектов области,  участие  в международных  и российских инвестиционных и экономических форумах, самитах, выставках и конференциях, включая организацию мероприятий в  целях презентации  экономического и инвестиционного потенциала области и организацию визитов представителей иностранного блока.

 

Для увеличения или сокращения расходов областного бюджета на привлечение и поддержка инвестиций никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет.