10 836,45 млн. руб.

Образование и молодёжь
24.2%
10 441,76 млн. руб.
Здоровье
18.5%
7 985,79 млн. руб.
Дороги
10.9%
4 689,87 млн. руб.
Власть
5.9%
2 525,38 млн. руб.
ЖКХ
4.4%
1 879,52 млн. руб.
Экономическое развитие
3.5%
1 517,60 млн. руб.
Выравнивание местных бюджетов
3.2%
1 399,11 млн. руб.
Безопасность
3%
1 272,88 млн. руб.
Досуг
1.4%
599,70 млн. руб.

Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов

  • Улучшение качества питания и условий пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах.
  • Увеличение числа граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому, расширение перечня услуг
  • Сокращение срока очереди на помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в дома-интернаты, проведение дополнительных ремонтных работ в учреждениях социальной защиты
  • Ухудшение материально-технического оснащения и условий пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах, сокращение ремонтных работ
  • Сокращение числа граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание на дому, сокращение перечня услуг
  • Увеличение срока очереди в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, сокращение объема ремонтных работ в учреждениях социальной защиты, повышение стоимости платных услуг

Расходы бюджета Вологодской области на социальную поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Вологодской области, а также государственной программой "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы"

Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов за счет бюджетных средств осуществляется в виде денежных выплат и социального обслуживания путем предоставления широкого спектра социальных услуг.

За счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Вологодской области, инвалидам выплачиваются:

  • ежемесячные денежные компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг,
  • компенсации на топливо и газ,
  • компенсации ОСАГО

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим на территории Вологодской области, в соответствии с законом "О социальном обслуживании населения в Вологодской области", предоставляются следующие виды социального обслуживания:

  • социальное обслуживание на дому;
  • социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
  • дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
  • консультативная помощь;
  • реабилитационные услуги.

В стационарных учреждениях социального обслуживания области получают услуги более 4.3 тыс. граждан, не способных к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

В 2015 г. из областного бюджета выделялись средства на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и на организацию свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста и инвалидов, в первую очередь - проведение мероприятий, посвященных праздничным и памятным датам.

Бесплатное социальное обслуживание предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, не способным к самообслуживанию, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Вологодской области, а при наличии заболевания в терминальной стадии - независимо от размера их дохода. Остальным гражданам услуги оказываются на частично платной основе.

Условия предоставления социального обслуживания, оказание платных социальных услуг, установление государственных стандартов социального обслуживания в Вологодской области осуществляются в порядке, установленном Правительством области.

Инвалидам оказывается содействие в трудоустройстве на оборудованные (оснащенные) для них за счет областного бюджета рабочие места.

Для формирования безбарьерной среды из средств областного бюджета выделяется целевая финансовая помощь муниципалитетам на адаптацию жилых помещений, прилегающих к ним территорий, транспорта для нужд инвалидов, а также на приспособление зданий государственных учреждений для беспрепятственного доступа инвалидов (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, средств ориентации для инвалидов по зрению и слуху, приспособление санитарно-гигиенического помещения).

Объем расходов бюджета Вологодской области на социальную поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов не может быть меньше объема средств, передаваемых целевым образом на эти цели из федерального бюджета. Для увеличения данных расходов никаких ограничений нет. 

Социальная поддержка семей с детьми

  • Увеличение ежемесячного пособия на ребенка из малообеспеченной семьи до 500 рублей
  • Увеличение ежемесячного пособия семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ВИЧ-инфицированного до 2000 рублей
  • Снижение требования к количеству детей, для участия семьи в программе «Профессиональное материнство», увеличение количества семей-участников
  • Отказ от субсидирования стоимости путевок в организации отдыха детей и их оздоровления
  • Сокращение единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка до 50 000 рублей
  • Отказ от предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг многодетным семьям

Расходы бюджета Вологодской области на социальную поддержку семей с детьми в 2016 г. осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Вологодской области, а также государственной программой "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы".

Денежные выплаты семьям с детьми за счет областного бюджета производятся в соответствии с областным законом «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области».

Семьям с детьми (ожидающим детей), независимо от уровня их дохода, оказывается социальная поддержка в следующих формах:

  • предоставление единовременной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей (100 000 руб.),
  • предоставление ежемесячного бесплатного полноценного питания и необходимых лекарств беременным женщинам и кормящим матерям (усыновителям) до исполнения ребенку одного года по заключению врачей на сумму до 600 рублей,
  • предоставление бесплатного обеспечения полноценным питанием детей в возрасте до 3-х лет по заключению врачей,
  • обеспечение льготным питанием детей, обучающихся в средней школе и состоящих на учете в противотуберкулезном диспансере,
  • предоставление ежемесячного пособия семьям, воспитывающим детей, больных целиакией (1200 рублей),
  • полная или частичная оплата стоимости путевок в организации отдыха детей и их оздоровления,
  • полная или частичная оплата стоимости питания детей в лагерях дневного пребывания;
  • полная оплата стоимости проезда на междугородном транспорте организованных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и обратно. 

В Вологодской области проводится системная работа по предоставлению мер социальной поддержки семьям с детьми с низким уровнем доходов. Малоимущим семьям оказывается социальная поддержка в следующих формах:

  • предоставление единовременного пособия при рождении ребенка (4500 рублей)
  • предоставление дополнительного единовременного пособия при рождении второго, третьего ребенка (2000 рублей)
  • предоставление ежемесячного пособия на ребенка (172,5 рублей),
  • предоставление ежемесячного пособия семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ВИЧ-инфицированного (1000 рублей),
  • предоставление единовременного пособия на детей, идущих в первый класс на приобретение одежды, обуви и школьных принадлежностей (3000 рублей),
  • компенсация транспортных расходов беременным женщинам, направляемым для диспансеризации, консультации, лечения и родов в специализированные учреждения,
  • обеспечение новорожденных детей средствами ухода,
  • обеспечение льготным питанием детей, обучающихся в средней школе,
  • компенсация в размере 50 процентов стоимости проезда на междугородном транспорте один раз в год к месту лечения и обратно детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении.

В целях поддержки многодетных семей, независимо от уровня дохода, им оказывается социальная поддержка в следующих формах:

  • предоставление единовременной денежной выплаты отцам, воспитывающим самостоятельно пять и более детей (от 10  до 20 тыс. рублей),
  • предоставление единовременного вознаграждения матерям, родившим и воспитавшим пять и более детей (от 10 до 20 тыс. руб.),
  • предоставление ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого последующего ребенка (7 196 рублей),
  • предоставление ежемесячного пособия женщинам, родившим 10 и более детей (500 рублей на одного ребенка),
  • предоставление ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов платы за коммунальные услуги,
  • предоставление ежегодных денежных компенсаций на приобретение твердого топлива и сжиженного газа семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления
  • предоставление денежных выплат на проезд на городском и пригородном транспорте детям, обучающимся в средней школе,
  • предоставление денежных выплат на школьную и спортивную форму детям, обучающимся в средней школе,
  • обеспечение льготным питанием детей, обучающихся в средней школе.

Социальную поддержку за счет областного бюджета получают также дети, потерявшие кормильца в результате ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сын военнослужащего срочной службы И.Е. Налетова, погибшего на атомном подводном крейсере "Курск".

Социальное обслуживание семей с детьми за счет средств областного бюджета также включает:

  • организацию и проведение областных праздничных мероприятий для семей с детьми;
  • награждение многодетных матерей медалью "Медаль материнства" в целях формирования в обществе нравственных, семейных ценностей, установок на создание полной семьи, восстановление моральных стимулов к многодетности;
  • обеспечение работы телефонной линии на базе образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Из областного бюджета в муниципалитеты передаются также средства на выплату денежной компенсации части родительской платы, взимаемой с родителей за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, а также средства на предоставление дошкольного образования в частных детских садах. Размер такой компенсации составляет в среднем 30% от родительской платы.

 

Для увеличения расходов областного бюджета на социальную поддержку семей с детьми никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к нарушению конституционного принципа, не позволяющего отменять или умалять права и свободы семей с детьми

Социальная поддержка детей-сирот

  • Улучшение питания и условий содержания детей в детских домах и домах ребенка, проведение ремонтных работ
  • Расширение перечня мер поддержки опекунов и попечителей, увеличение числа детей-сирот, передаваемых в семьи для опеки и попечительства. Разукрупнение детских домов и домов ребенка.
  • Увеличение квалифицированного штата специалистов по сопровождению приемных и неблагополучных семей, сокращение численности детей, получающих статус детей-сирот
  • Ухудшение питания и условий содержания детей в детских домах и домах ребенка, отказ от проведения ремонтных работ
  • Отказ от отдельных мер поддержки опекунов и попечителей, сокращение числа детей-сирот, передаваемых в семьи для опеки и попечительства
  • Недокомплектация центров социальной защиты квалифицированными специалистами по сопровождению приемных и неблагополучных семей, увеличение численности детей, получающих статус детей-сирот

Расходы бюджета Вологодской области на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2016 г. осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Вологодской области, а также государственной программой "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы"

В настоящее время в области проживает 5340 детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, из них 4381 ребенок воспитывается в семьях граждан.

Активная государственная политика, направленная на стимулирование развития семейных форм устройства детей-сирот, привела к увеличению доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан. С целью развития семейных форм устройства детей-сирот в области приняты и реализуются нормативные правовые акты, направленные на поддержку замещающей семьи.

Более 4,3 тыс. детей проживает в семьях вологжан, что составляет более 70% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее успешно развивается институт приемной семьи, в настоящее время в приемных семьях воспитывается более 1,3 тыс. детей, что составляет более трети от общего количества. Имеются положительные примеры воспитания детей-сирот в семьях жителей села.

В области организована работа по подготовке граждан, желающих стать опекунами (попечителями), приемными родителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На базе 5 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы службы содействия устройству детей-сирот в семьи граждан (г.г. Вологда, Череповец, Великий Устюг, Белозерск, Тотьма), которые осуществляют психолого-педагогическую подготовку, сопровождение и правовое консультирование семей, принимающих на воспитание детей. Ежегодно около 300 человек проходит обучение по программам подготовки кандидатов в замещающие родители.

Процессы развития семейных форм устройства детей повлияли на сокращение числа воспитанников интернатных учреждений. За три года количество несовершеннолетних, проживающих в детских домах, уменьшилось количество образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось с 38 (2008 год) до 10 (2015 год).

 На конец 2015 года в 10 учреждениях интернатного типа воспитывается 678 детей-сирот. В двух областных Домах ребенка в г. Вологде и г. Череповце содержится, соответственно 93 и 84 ребенка в возрасте до 4 лет. В этих учреждениях проводится лечебно-оздоровительная работа, целью которой является возвращение ребенка в семью. За последние годы в 4 раза снизилось число детей, переводящихся в детские дома, в 2 раза увеличилось количество детей, переданных на усыновление. Расходы областного бюджета в расчете на одного воспитанника Дома ребенка составляют в среднем 61 тыс. в месяц.

Детям-сиротам, содержащимся в детских домах и домах ребенка, оказывают добровольную материальную и моральную поддержку благотворители и меценаты. В учреждениях созданы попечительские советы в состав которых вошли представители надзорного органа власти, общественных, религиозных и коммерческих организаций, средств массовой информации. Члены попечительского совета участвуют в проведении мероприятий для воспитанников учреждения, оказывают содействие в привлечении внебюджетных средств, а так же непосредственно сами оказывают благотворительную помощь.

С 2011 года в Вологодской области функционирует негосударственное частное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детская деревня SOS, Вологда".

Мероприятия по охране детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают:

  • финансирование образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе учреждений муниципальных образований, которым делегированы полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
  • предоставление пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью,
  • предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей единовременного денежного пособия при выпуске из организаций, осуществляющих образовательную деятельность в размере 540 рублей.

В Вологодской области отдельные государственные полномочия по социальной поддержке детей сирот и по опеке и попечительству над несовершеннолетними делегированы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (72 специалиста органов управления образованием). Средства на реализацию этих полномочий целевым образом поступают в муниципальные бюджеты из областного бюджета. Непосредственно из областного бюджета финансируется 10областных детских домов.

За счет средств, передаваемых из федерального бюджета, областные органы власти реализуют мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, занимаясь выявлением и перевозкой домой детей и подростков, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.

 

Для увеличения расходов областного бюджета на социальную поддержку детей-сирот никаких ограничений нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к нарушению конституционного принципа, не позволяющего отменять или умалять права и свободы детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная поддержка прочих категорий граждан

  • Увеличение размера ежегодных денежных выплат отдельным категориям граждан
  • Увеличение размера ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан
  • Расширение перечня категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки
  • Отказ от поддержки пострадавших «дольщиков»
  • Сокращение поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности
  • Отказ от социальной поддержки лиц, замещавших должности руководителей и специалистов Вологодского обкома КПСС, Вологодского дома политического просвещения и Вологодского университета марксизма-ленинизма

Расходы бюджета Вологодской области на социальную поддержку прочих категорий граждан в 2016 г. осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами Вологодской области, а также государственной программой "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы"

 В соответствии с областным законодательством социальная поддержка предоставляется следующим категориям граждан:

  • ветераны труда;
  • бывшие государственные служащие Вологодской области;
  • ветераны военной службы;
  • труженики тыла;
  • реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
  • лица, выполнявшие служебно-боевые задачи
  • лица, принимавшие участие в разминировании на территории Вытегорского района в период войны и в послевоенные (1945 - 1951) годы;
  • лица, родившиеся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года ("дети войны");
  • лица, проживающие и работающие (а также находящиеся на пенсии) в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе:

- специалисты агропромышленного комплекса,
- педагогические работники,
- медицинские и фармацевтические работники
- специалисты в области культуры и искусства,
- социальные работники;
- специалисты ветеринарной службы;

  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф, аварий, ядерных испытаний, а также члены их семей;
  • творческие работники;
  • медицинские работники государственных специализированных противотуберкулезных учреждений;
  • заслуженные работники различных отраслей народного хозяйства, а также имеющим звание "народный";
  • безработные граждане:
  • пострадавшие «дольщики»;
  • лица, замещавшие должности глав администраций районов области, городов Вологды и Череповца;
  • лица, замещавшие должности руководителей и специалистов Вологодского обкома КПСС, Вологодского дома политического просвещения и Вологодского университета марксизма-ленинизма.
     

Меры социальной поддержки, предусмотренные областным законодательством, предоставляются в следующих формах:

1) ежемесячная денежная выплата;

2) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг;

3) ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива;

4) ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа;

5) ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения;

6) компенсация расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации;

7) пенсия за выслугу лет бывшим государственным служащим Вологодской области;

8) ежемесячная доплата к пенсии гражданам, удостоенным почетных званий;

9) персональная пенсия выдающимся деятелям Вологодской области.

Бесплатное социальное обслуживание на территории области предоставляется в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания, следующим категориям граждан:

- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

- несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Федеральные органы власти возложили ряд своих полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на областные органы власти и перечисляют на эти цели средства из федерального бюджета. За этот счет осуществляется социальная поддержка:

  • почетных доноров крови,
  • граждан, у которых возникли осложнения в связи с проведенными прививками,
  • беременных жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
  • некоторых других категорий граждан.

 

Объем расходов бюджета Вологодской области на социальную поддержку прочих категорий граждан не может быть меньше объема средств, передаваемых целевым образом на эти цели из федерального бюджета. Для увеличения данных расходов никаких ограничений нет.