Общее и дополнительное образование

Регион: 
Вологодская область
Направление: 
Образование и молодёжь

 Финансирование расходов на общее образование в Вологодской области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Вологодской области и государственной программой Вологодской области "Развитие образования Вологодской области на 2013 - 2017 годы".

Подавляющее большинство учреждений общего образования, или средних школ, в Вологодской области являются муниципальными. Это означает, что решения о создании таких учреждений, о назначении руководства, контроль за их деятельностью осуществляется органами местного самоуправления (городских округов и муниципальных районов).

Однако существенную долю в финансировании этих учреждений составляют средства областного бюджета, передаваемые муниципальным образованиям на такие статьи расходов, как заработная плата руководителей, педагогов, прочего персонала школ, приобретение учебников и учебных пособий. В то же время расходы по содержанию зданий школ и по оплате коммунальных услуг возлагаются на муниципальные бюджеты.

Объем финансовых средств из областного бюджета на обеспечение общеобразовательного процесса для каждого муниципального района и городского округа определяется исходя из численности учащихся в общеобразовательных школах, расположенных в городской местности, и количества классов-комплектов (классов) в сельских школах, в соответствии с методикой, утвержденной законом Вологодской области «Об областном бюджете на 2016 год». Органы местного самоуправления распределяют бюджетные средства между своими школами самостоятельно.

В области функционирует 383 средних школы, в том числе 17 специальных коррекционных школ. Численность обучающихся школ составляет около 126 тыс. учеников.

Помимо софинансирования муниципальных школ, из областного бюджета финансируются следующие областные общеобразовательные школы:

  • Вологодский многопрофильный лицей
  • Вологодская кадетская школа-интернат
  • Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида (для слабослышащих детей)
  • Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III вида (для слепых и слабовидящих детей)
  • Шекснинская специальная общеобразовательная школа закрытого типа (для детей с девиантным, асоциальным, поведением)
  • Вечерняя сменная школа г. Шексна
  • Вечерняя сменная школа г. Устюжна

Продолжается реализация проекта создания доступной среды для детей с особыми возможностями здоровья, детей-инвалидов. В рамках проекта в школах создается универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в образовательный процесс, школы оснащаются специальным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 2015 году в  30 школах созданы условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа, пребывания и обучения детей-инвалидов. В результате в настоящее время безбарьерная среда действует в 84 школах, что составляет 20,0% от численности всех муниципальных школ.

В целях обеспечения доступности качественного образования в области организовано дистанционное обучение для всех желающих детей-инвалидов и учеников малокомплектных школ (число которых ежегодно растет). Дистанционные технологии позволяют сохранять малокомплектные школы не в ущерб качеству образования.

Помимо общего образования, из областного бюджета финансируется ряд учреждений дополнительного образования:

  • Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной культуры;
  • Областной центр внешкольной (экскурсионной) работы с детьми и подростками;
  • Областной центр детского (юношеского) научно-технического творчества;
  • Духовно-просветительский центр «Северная Фиваида»;
  • Региональный центр дополнительного образования детей;
  • Оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка».

Средняя заработная плата педагогических работников сферы общего образования Вологодской области составляет 27,1 тыс. руб. (включая 13% подоходного налога).

 

Для увеличения расходов областного бюджета на общее образование никаких ограничений со стороны федерального законодательства нет. В то же время сокращение таких расходов не должно приводить к ущемлению конституционных прав граждан на бесплатное общее образование.